Баннер
Баннер
ТОЧНО В ЦЕЛЬ PDF Печать E-mail
Автор: Пермское региональное отделение РОО   
08.02.2011 03:44

Для чего важно четко определить цель оценки – от целей зависит результат оценки.

Такой инструмент как оценка поможет вам в непростых ситуациях. Например, вы стали виновником ДТП  и считаете, что сумма ущерба завышена. Тогда оценщик сделает отчет о сумме ущерба,  и при судебном разбирательстве суд будет учитывать его, как результат независимой экспертизы. При продаже или покупке квартиры оценщик, как специалист, сделает отчет о ее рыночной стоимости. Оценка квартиры нужна и при заключении ипотечной сделки.
Кроме того, в ряде случаев, независимая оценка не просто желательна, а необходима – когда необходимо соблюсти публичные и частные интересы, и их несоблюдение может повлечь за собой серьезные нарушения имущественных интересов сторон. Эти случаи обязательной оценки перечислены в 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и других правовых актах.
Как правило, оценочные компании оказывают услуги для граждан и юридических лиц по оценке квартир и комнат, зданий, сооружений и других объектов недвижимости, земельных участков, имущественных комплексов, предприятий (оценка бизнеса), акций и других ценных бумаг, производственного и иного оборудования,  транспортных средств, ущерба от затоплений, пожаров и других причин, стоимости арендной платы объектов недвижимости, незавершенного строительства  для следующих целей: купли продажи, залога,  определение арендной ставки, оформлении наследства, принятия управленческих решений, внесения в уставный капитал, судебных споров, для целей приватизации и т.д.
Кроме того, оценка позволяет юридическим лицам принять верное решение при ведении бизнеса. Поэтому целями оценки могут быть: определение стоимости акций предприятия, получение кредита с передачей имущества в залог, страхование имущества предприятия, внесение имущества в уставный капитал компании, осуществление слияния, разделения, санации или банкротства предприятий, проведение  реструктуризации предприятия, приватизация имущества, решение арбитражных и судебных дел.
Мы назвали самые распространенные цели оценки. На самом деле их больше, особенно, в бизнесе. По мере развития и усложнения рыночных отношений возникают нюансы, которые следует учитывать. Тем более, что эффективность оценки должна быть адекватна затратам на ее проведение.
Поэтому к правильной формулировке цели оценки при проведении единичных работ следует подходить особенно тщательно. Так, например, оценка для целей банковского кредитования подразумевает оценку объекта при продолжении его текущего использования. Банки в большинстве случаев не готовы принимать к рассмотрению расчеты стоимости, включающие затраты на улучшение объекта.
В случае оценки земельных участков для целей банковского кредитования акцент делается на результаты по сравнительному подходу. Если нет согласованного проекта строительства на участке, то доходный подход в ряде случаев вообще не используется.
В то же время при оценке земельных участков для целей купли-продажи покупателя и продавца в первую очередь интересует, какой объект и с какой доходностью можно построить на данном земельном участке. В этом случае использование доходного подхода абсолютно необходимо и дает сторонам сделки объективную базу для проведения переговоров.
Поэтому для заказчика услуги перед подписанием договора о проведении работ по оценке важно убедиться, что оценщик понял его.
Рассмотрение различных целей и их обсуждение с оценщиками на старте выгодно, в первую очередь, заказчикам – это сведет возможный конфликт до нуля, не даст разочарования от результата в дальнейшем. Неясные цели, как правило, гарантируют неудовлетворительную оценку.
Таким образом,  с точки зрения заказчика оценки, оценка должна разделяться на два этапа:

  1. На первом этапе оценщик совместно с заказчиком точно формулирует задание на оценку для решения задач заказчика, определяется объем работы.
  2. На втором этапе работы оценщик занимается, собственно, оценкой, исходя из поставленной задачи.

Подготовила Мария Любимова

Мы с готовностью откликнемся на вопросы в рубрику «Просвещенный потребитель», которые можете отправлять на адрес: pro@pro-roo.ru